|
|||
ЗАКОНЫ
ЭВОЛЮЦИИ
КОСМОСА
ДИАЛЕКТИКА
УЧЕНИЯ
ЖИВОЙ ЭТИКИ
В.
В. Белояров
Основой
для статьи
послужила
подборка
параграфов
из книг
Учения
Живой Этики
о законах
эволюции
космоса. Это
закон равновесия, закон
смещения, закон
эволюционной
спирали и закон
противоположностей.
В статье перечисленные
законы
эволюции
сравниваются
с законами
диалектического
материализма.
В
результате
такого
сравнения
сделаны следующие
выводы. Учение
Живой Этики
совершенствует
законы
диалектики и
вносит в
теорию
диалектической
философии
существенные
изменения: 1.
Закон
перехода
количественных
изменений в
качественные
заменяется
законом
равновесия,
в котором
подчеркивается
значение
равновесия
для сохранения
достижений
эволюции и
утверждается
преобладание
эволюционного
развития над
инволюционным.
Открытия
синергетики
показывают,
что
механизм
развития
физических
и
социальных
систем сложнее,
чем казался
ранее. К
качественным
изменениям
приводит
действие
различных
сил в момент
нарушения
равновесия
системы,
количественные
изменения – это
только одна
из
возможных
причин нарушения
равновесия; 2. В
диалектике
Учения
Живой Этики
не
используется
терминология,
заимствованная
из
диалектической
логики
Гегеля.
Закон
отрицания-отрицания
заменяется
законом смещения.
В законе
противоположностей
категория
«диалектическое
противоречие»
заменяется
термином
«диалектическое
противоположение»
и утверждается
необходимость гармоничного
уравновешивания
противоположностей. 1.
Смысл
бытия –
улучшение
Космоса. «Как
найдем
слова коснуться
мироздания? Как
скажем об
эволюции
форм?
Как
поднять сознание
к изучению
оснований? Как подвинуть
человечество к научному
осознанию
миров?
Каждое
осознание
рождается в
Красоте». Листы сада М.
Озарение. 3-5-1 В
первых
книгах
Учения
Живой Этики
сказано:
«Красота –
путь ваш,
только
через
красоту
подойдете».
В них дается
новая заповедь
– созидай
гармонию
жизни. Но
Учение развивается
по спирали, к
каждому
понятию Учитель
возвращается
вновь,
добавляя что-то
новое. И в
книге
«Община»
спираль
оповещения
делает свой
очередной
оборот. В ней
отмечается:
«Над так
называемой
красотой
есть
покрывающее
понятие –
улучшение
Космоса». [1] Это
новое
понятие
намного шире
и включает в
себя
понятие
Красоты. Но
что означает
– улучшение
Космоса, и что
такое Космос? В
энциклопедиях
находим
такое определение:
Космос – от
греческого
слова строй,
порядок,
мировой
порядок,
гармония,
вселенная. У
древних
греков
Космос – это
вселенная,
как
стройная,
организованная,
гармоничная
система –
противоположность
Хаосу,
бесформенному
состоянию материи. Хаос
– тоже слово
греческое,
это термин
античной
философии,
означающий
первичное
неупорядоченное
состояние материи
в
бесконечном
пространстве. В
Учении
Живой Этики
слово
Хаос
употребляется
в двух
значениях –
это и состояние
материи, и
стихийная
разрушающая
сила.
Космосом
называют
гармоничное
состояние
вселенной.
Но
существует и
активная
творческая сила,
созидающая
Космос. Е.П.
Блаватская в «Тайной
доктрине»
называет ее
Теосом.
Комментируя ее
труды, А.И.
Клизовский в книге
«Основы
миропонимания
новой
эпохи»
пишет: «В
Космосе
существуют
две великие
силы – это
Теос и Хаос. Теос –
это
коллективный
Бог, это коллективный
Разум
Творческих Сил
Космоса, это
Небесное
Воинство,
или Иерархия
Светлых Сил
Космоса.
Хаос – это
несгармонизированное
состояние
материи, это
грубая
необузданная
стихия, это
грозная слепая
сила,
которая
всегда
стремится
поглотить и
уничтожить
культурные
достижения эволюции.
Все усилия
Творческих
Сил Космоса
всегда направлены
на одоление
Хаоса, на
приведение
его в
гармоничное
состояние.
Это вечная борьба
Света с
Тьмою, в
которой
Свет всегда побеждает
Тьму, ибо на
его стороне
высшее достижение
эволюции –
Разум». [2] В космогониях
многих
народов
Зодчие, Небесное
Воинство,
представляют
коллективный Теос,
который из
Хаоса создает
Космос, из
первичной
однородной
материи
создает
различные
формы,
небесные
тела,
вселенную,
как
стройную,
организованную
по законам
красоты
систему. Но во
вселенной
всегда
действуют стихийные
силы
разрушения,
которые
стремятся
вернуть мир
к
первоначальному
состоянию
Хаоса. Теос в
переводе с греческого
означает
Бог. В книгах
Учения
Живой Этики
Теос не
упоминается,
но
используется
близкое по смыслу
понятие
древних учений
Востока – Космический
Магнит. В
индусских
учениях
Божество, под видом
Эфира или Акаши,
проникает
все вещи. И
потому оно
называлось …
«Живым
Огнем»,
«Духом
Света» и
иногда «Магнитом»,
– сказано
в «Тайной
доктрине». [3]
Для
анализа
противоположения
Теос – Хаос
можно
воспользоваться
законами диалектики. «Закон
диалектики
сущего
универсален. (…) Великий
Закон
противоположностей
обнимает
собою все
явления
жизни. Без
него нет движения,
нет жизни,
нет
эволюции. И весь
проявленный
мир
подчинен
его власти»,
–
читаем в
Гранях Агни
Йоги. [4] В соответствии
с законами
диалектики
можно сказать,
что Теос и
Хаос – это
противоположности,
которые
существуют
в единстве и
борьбе; диалектическое
противоположение между
Теосом и
Хаосом –
противоположение
основное,
поэтому в
нем можно
искать
источник
всеобщего
движения и
развития.
Причины
развития
мира
названы в книге
«Беспредельность»: «На
космических
весах
явлены две
главные причины,
которые
утверждают
космическое
устройство.
Каждая
причина
усматривает
переустройство
мира. (…) Так
на весах
космических
лежит
эволюция мира
и темное
преграждение».
[5] С
одной
стороны –
эволюция
мира силами
Теоса, с
другой –
темное
противодействие
Хаоса, это
две главные
причины
развития вселенной.
«Эволюция
есть
антипод
хаоса. Не
будем глухи
к раскатам
хаоса» –
сказано в книге «АУМ».
[6]
«Диалектика
природы – в
полюсности
явлений.
Эволюция в процессе
напряжения
противоположных
начал» [7].
В
диалектической
философии
под развитием
понимается
необратимое,
направленное,
закономерное
изменение
материальных
и идеальных
объектов. По
направлению
развитие
может быть как
прогрессивным,
эволюционным
так и регрессивным,
инволюционным.
Для
эволюции
или прогрессивного
развития
характерен
переход от
низшего к высшему,
от менее
совершенного
к более
совершенному.
[8] В
Учении Живой
Этики
используется
много
синонимов к
слову
эволюция –
прогресс,
восхождение,
совершенствование,
улучшение. И улучшение
Космоса –
это
эволюция
Космоса, совершенствование
Космоса,
украшение
Космоса, а
также
противодействие
разрушительным
силам Хаоса. В
Живой Этике
утверждается,
что Свет
всегда
побеждает
тьму,
поэтому развитие
Космоса
имеет
прогрессивный,
эволюционный
характер.
Глобальный,
космический
эволюционизм
Учения Живой
Этики
основан на
философском
принципе
прогрессивного
развития
как всеобщей
закономерности
Бытия. [9] 2.
Закон
равновесия.
Образ
космических весов
отражает один
из основных
законов
эволюции – закон
равновесия. «В
Космосе
существует
самое
гигантское
равновесие»
– говорится
в книге
«Беспредельность».
[10] «Равновесие
составляет
основание
Бытия». [11]
«Всякое
несоответствие
и
неуравновесие
являются
признаком
хаоса». [12]
«Творчество
Космоса не
терпит
неравновесия.
Оно знает,
что хаос
уступает
натиску сил
равновесия,
но тот же
закон
должен быть
проведен во
всей жизни». [13]
Равновесие
устанавливается
в том случае,
когда
противоположно
направленные
силы или
процессы
сбалансированы,
одинаково
напряжены.
«Мир
проявленный
держится в равновесии
силами
противодействующими»
– читаем в
письмах
Е.И.Рерих. [14] «Равновесие
предполагает
напряжение
обоюдное,
ибо чаши
весов несут одинаковую
нагруженность»;
[15]
«…равновесие
не
умаляет, но утверждает
напряжение
энергии». [16] «Люди
называют
равновесием
равнодушие
и тупость, но
сама
Природа
подсказывает,
что равновесие
есть
напряжение».
[11]
Состояние
равновесия
характеризуют
такие
качества,
как
стабильность,
устойчивость,
ритмичность,
соответствие
законам
гармонии.
«Гармония и
равновесие
– антиподы
хаоса» –
сказано в «Гранях
Агни Йоги». [17] «Хаос
аритмичен.
Хаос –
антипод
закона и порядка,
то есть
жизни. Ведь
каждая
форма жизни
– это
организованная
в стройное
целое материя.
Биение
сердца
ритмично,
дыхание ритмично.
Ритм лежит в
основании
структуры
атома.
Пульсация –
явление
мирового
порядка.
Пульсирует
даже солнце.
Ритм –
принцип
космический.
Его наблюдаем
в движении
звезд и
планет». [18] «Потоки
хаоса также
стремятся
нарушить равновесие,
как и лучи Света
восстанавливают
его». [19] Равновесие
Космоса
сохраняется
благодаря
действию
Космического
Магнита, благодаря
усилиям
Творческих
Сил Теоса, противодействующих
разрушительным
силам Хаоса. «Достижение
равновесия
является настолько
превышающим
все
остальное,
что Магнит
являет
самое
устремленное
притяжение
для этого
уравновешивания.
Во всем
Космосе
ритм указывает
на этот
принцип,
который
орудует
всеми
природными
проявлениями.
Строительство
сводится к
этому
высокому
принципу.
Как же не
осознать
процесс
природы? И в
строительстве
жизни
неизбежен
тот же
принцип. И
ритм, и
взрывы, и
магнитное
влечение – все
силы должны
претвориться
в принцип
уравновешивания».
[20] В
Согласно
Учению
Живой Этики
принцип
равновесия
имеет
универсальный
характер и
является основанием
эволюции
Космоса. В книге
«Беспредельность»
читаем:
«Когда равновесие
сил
устраняется,
то силы
пространства
притягиваются
к новому
напряжению
[равновесию]. (…) Конечно,
все силы
распространяются
по притяжению,
и
космическая
стройность
напрягается
Космическим
Магнитом.
Так создается
Беспредельность».
[21] «Мировое
соотношение
устанавливает
равновесие,
которое
поддерживает
всю цепь проявлений».
[22] Для
сохранения
достижений
эволюции
необходимо
равновесие
космических весов,
баланс
между силами
разрушения
и созидания.
Но для
дальнейшего
улучшения
Космоса
добро
должно преобладать
над злом,
плечо
эволюции
должно перевесить
плечо хаоса,
чтобы не
только сохранялась
достигнутая
гармония, но
и создавалось
что-то новое,
более
совершенное.
«Преобладание
тонких и
творческих
энергий
дает возможность
всему
космическому
огню проявляться,
как
живоначальная
мощь.
Преобладание
всех
положительных
сущностей дает
живоначалие всем
начинаниям. (…) Как же
не признать,
что закон
равновесия
не есть
закон равноутверждающий
зло и добро. И
неравновесие
Света и тьмы
дает
человечеству
ту ожидаемую
формулу
жизни. (…) Но
нужно
проникнуться
тайною
жизни, чтобы понять,
что среди
удушья
эманаций
планетных
все же есть
мощь,
налагающая
преобладание
токов
тонких
энергий. В
других
эпохах,
более
очищенных, эти
энергии
могли быть
устремлены
на созидание
лучших
ступеней. Но
в наше
утвержденное
явленное время Мы,
Братья
человечества,
напрягаем
энергии для
поддержания
планеты. Так
преобладание
добра над
злом живет в
Космосе, и
вся
беспредельная
жизнь дышит им, как
огонь
пространства!
» [23] * * * Близкие
по смыслу
идеи
были высказаны
русскими
учеными
А.А.Богдановым
и
Н.И.Бухариным в
начале XX века.
Разработанная
ими мало
известная
сегодня
теория
подвижного
равновесия
не только не
потеряла
своей
актуальности,
но
выступает
фактически
как
предтеча и
теоретическая
основа
нынешней
Концепции устойчивого
развития,
принятой на
Конференции
ООН
по
окружающей среде и
развитию в июне «В
трехтомной
работе
"Тектология.
Всеобщая организационная
наука", изданной
в 1913-
«Наиболее
важной для
нас
является изложенная
в
"Тектологии"
концепция
"подвижного
равновесия"
систем. Любая
из них, по
А.А.Богданову,
характеризуется
отношениями
как "внутри
нее - между всеми
ее частями",
так и между
нею "как
целым и ее
средой, т.е.
всеми
внешними
системами".
Равновесной
же или
"системой
равновесия"
является та
из них,
"которая
сохраняет
свое данное
строение в
данной
среде".
Взаимодействие
с последней
осуществляется
в форме
"подвижного
равновесия
обмена
веществом и
энергией
между
неживым или
живым комплексом
и его
средой".
Поскольку
среда постоянно
изменяется,
то комплекс
может устойчиво
существовать
и
развиваться,
только тесно
взаимодействуя
с ней. Для
характеристики
этого
взаимодействия
А.А. Богданов
вводит понятия
"консервативный"
и
"прогрессивный"
отбор
("подбор")
элементов.
Первый
связан лишь
с
сохранением
(то есть
застоем)
возникающего
комплекса,
но
недостаточен
для его развития,
что
неминуемо
ведет к
деградации
и неизбежному
разрушению
последнего.
Основное
внимание
автор
уделяет
прогрессивному
отбору,
поскольку, с
его точки
зрения,
"действительное
сохранение
форм в
природе возможно
только
путем
прогрессивного
развития". Последний
разделяется
им на
положительный
и отрицательный,
действующие
при
развитии
или относительном
упадке
комплексов.
Первый связан
с
увеличением
суммы
слагающих
систему
элементов,
что
усложняет
ее строение,
увеличивает
разнородность
и понижает
устойчивость.
Второй
уменьшает
число
элементов в
системе,
упрощает ее
строение,
делает
более
однородной
и
устойчивой.
Отсюда
следует, что
равновесное
состояние
системы
нужно
рассматривать
не как раз и
навсегда
заданное, а
как
"динамическое"
или
"подвижное"
равновесие.
Оно
выступает
как
постоянное
взаимодействие
прогрессивно
развивающейся
системы с окружающей
средой,
приводящее
со временем
к ее
неравновесности
и
последующей
неустойчивости
(кризису),
очередной
структурной
перестройке,
создающей
новую
устойчивость
и новое
состояние
равновесия
на более высоком
витке его
дальнейшего
развития.
"Закон
равновесия",
сформулированный
А.Л.
Ле-Шателье
для физических
и
химических
объектов, по
мнению А.А.
Богданова,
имеет
универсальный
характер и
является
"выражением
структурной
устойчивости"
развивающихся
систем
любого
уровня
организации
вещества.
Структура
их предстает
как
результат
борьбы и
взаимодействия
противоположностей
(разнонаправленных
элементов), а
"подвижное
равновесие"
в целом - как
постоянное
приспособление
к изменяющейся
внешней
среде путем
неизбежных
структурных
перестроек
и смены
одного
равновесного
и устойчивого
состояния
другим.
Выражаясь современным
языком,
"подвижное
равновесие"
можно
рассматривать
как
стационарное
состояние
открытой
системы.
Касаясь социальных
систем,
А.А.Богданов
противопоставлял
марксистской
философии
свою
концепцию
равновесия, считая,
что
развитие
общества
зависит, в основном,
от его
взаимодействия
с природой. "Всякая
организованная
система, -
писал он, - в
том числе… и
организация…
общества,
сохраняется
постольку,
поскольку
ее затраты и потери
энергии
уравновешиваются
усвоением
энергии
извне; а
расти и
развиваться
может,
естественно,
лишь
постольку,
поскольку
первые
перевешиваются
вторыми". [24] «В
совокупности
положительный
и отрицательный
отборы
охватывают
всю динамику
мирового
развития.
Положительный
отбор,
усложняя
формы,
увеличивает
разнородность
бытия, доставляет
для нее
материал,
все более
возрастающий;
отрицательный
отбор,
упрощая
этот материал,
устраняя из
него все
непрочное,
нестройное,
противоречивое,
внося в его
связи однородность
и
согласованность,
упорядочивает
последний.
Взаимодополняя
друг друга, оба
процесса
стихийно
организуют
мир». [25]
Необходимо
отметить,
что
«положительный
отбор» в
терминологии А.А.Богданова
соответствует
эволюции,
«отрицательный
отбор»
происходит
под
действием
сил хаоса. «К
главным
достижениям "теории
равновесия"
систем можно
отнести
следующее: 1.
Впервые
сформулированы
основные
положения
системного
подхода и
теории
самоорганизации
систем; 2.
Введено
понятие
"подвижное
(динамическое,
устойчивое)
равновесие "
систем и их
элементов
между собой
и с внешней
средой, которое
не только
предвосхитило
так популярное
сегодня
понятие
"устойчивое
(стабильное,
равновесное)
развитие"
общества, но
и включает
его в
качестве
составной
части. Оба эти
термина по
отношению к
социальным
и природно-социальным
системам не
только означают
один и тот же
сложный
процесс, но и
полнее
раскрывают
его
диалектическую
сущность –
один из них
(равновесие)
точнее
отражает стабильность
и
устойчивость
этого
явления, другой
(развитие) –
его
динамичность,
подвижность,
качественную
изменчивость; 3.
Раскрыта …
сложность
самого
процесса
устойчивого
развития
или
динамического
равновесия
общества,
представляющего
собой
чередование
различных
состояний …
подвижного
равновесия
социальных
и природно-социальных
систем с
неизбежными
в их эволюции
этапами
структурного
неравновесия
(кризисами)».
[24] 3.
Закон
смещения.
Одним из
основных
законов
диалектики
является
закон отрицания-отрицания, характеризующий
направление,
форму и
результат
процесса
развития.
Согласно
этому
закону,
«развитие
осуществляется
циклами,
каждый из
которых
состоит из
трех стадий:
исходное
состояние
объекта, его
превращение
в свою противоположность,
т.е.
отрицание;
превращение
этой противоположности
в свою
противоположность».
[26]
Впервые
этот закон
был
сформулирован
Г.Гегелем, а
затем
развит К.Марксом
и
Ф.Энгельсом.
Философия
Г.Гегеля, как
известно,
идеалистическая.
Он
рассматривал
закономерности
мышления и
развитие
идей,
поэтому
закон
сформулирован
с
использованием
терминов
логики.
Г.Гегель считал
что
открытые им
законы
имеют
универсальный
характер,
поэтому
развитие
природы и общества
происходит
согласно
тому же
закону
отрицания-отрицания.
К.Маркс
отбросил
идеализм, но сохранил
гегелевскую
терминологию. Зарубежные
философы
справедливо
критиковали
классиков
диалектического
материализма
за
туманность
формулировок
и
некорректное
использование
терминов логики
для
описания
процессов
развития
материальных
систем,
но их работы
в нашей
стране в
свое время
не были опубликованы.
[27]
Не выдерживающий
критики
закон
отрицания-отрицания
в Учении
Живой Этики
заменяется
законом смещения.
Новое не отрицает
старое, а смещает его.
«...Космический
закон
гласит о
смещении
одного
другим.
Конечно, в
этом
велении заложен
дух
обновления.
Конечно,
принцип обновления
содержит в
себе закон
совершенствования.
Потому
утвержденное
человечеством
смещение
так
медленно
продвигается
в эволюцию.
На
потенциале
прошлого
рождается
будущее». [28] «Но как
понять зло?
Конечно оно,
прежде всего,
разрушение.
Но ведь
замена
ветхого
дома новым и
лучшим не
будет
разрушением.
Значит, разрушение
есть
разложение,
приводящее
в аморфное
состояние.
Такому
разрушению
нужно уметь
противостоять».
[29] «Разрушение
для
созидания
не хаотично,
но строительно.»
[30]
«Энергия,
которая
разрушает
напряжение
[равновесие]
космических
сил, есть тончайшая
мощь,
которая
слагает
новые возможности.
Творчество
энергий
заключается
в смещении
старых
накоплений.
Только,
когда сила
разрушения
дает место
другим
мощным
импульсам,
можно
утвердить
космическое
смещение.
Духом
смещения можно
назвать
творчество
устремленного
Магнита.
Только так
можно
слагать
космические
ступени.
Грядущее
эволюционное
движение
происходит
путем
смещения.
Так
строится
жизнь в
продвижении
в
устремленную,
космическую,
магнитную
мощь. Так
беспредельно
космическое
творчество!»
[31] «Все, что
проявлено,
несовершенно,
но идет к совершенству.
Поэтому все,
что есть,
каким бы
хорошим или
плохим оно ни
казалось,
заменяется
более
хорошим.
Старое
заменяется
новым,
настоящее –
будущим. В этом
процессе
замены
всегда
происходит
борьба того,
что есть, с
тем, что
будет. Эта
борьба –
неизбежный
спутник
эволюции и
всякого
прогресса…».[32] В
Учении
Живой Этики
раскрывается
диалектическая
сущность
устойчивого
развития, диалектика
устойчивости и
изменчивости,
равновесия
и смещения.
«Именно, если утверждать
сознание на
том,
что лишь
при равновесии
можно
развить
любую
скорость, то
человечество
привыкнет к
мысли о
перенесении всех
величин, ибо
каждое
строительство
развивается при равновесии. Каждое
сознание может
достичь
этого планомерного
строительства напряженным
исканием -
чем
украсить
сокровище
жизни? При
равновесии
скорость
возрастает
творчески, и
фокус может
утверждать
свои излучения
для
соответственного
строительства. Так нужно в
космическом
переустройстве
принять
равновесие, как
основное
начало. Мощь
роста
сооружения утверждается
пропорциями,
устанавливающими
равновесие. На
пути
к Миру
Огненному
устремимся
к равновесию».
[33]
«Сочетание
космических
преображений
называется
космическим
творчеством.
Когда
Космос
смещает
силы, то
нарушается баланс
сфер. Когда
равновесие
сил устраняется,
то силы
пространства
притягиваются
к новому
напряжению
[равновесию].
Так, когда
Космос
смещает, то
все сферы
колышутся.
Конечно, все
силы
распространяются
по
притяжению, и
космическая
стройность
напрягается
Космическим
Магнитом.
Так
создается Беспредельность».
[34]
«Среди
вселенских явлений
имеют
особое значение
непрестанные взрывы.
Также и в
человеке
нагнетаются взрывы
энергии. Но почему
вселенские
взрывы
благотворны,
тогда
как
человеческие могут
разрушать
организмы? Разница
в том, что
вселенские
взрывы
уравновешены в
великом ритме, но
человеческие
часто
именно
лишены ритма».
[35] «Творчество
космическое
может так
утвердить
равновесие
смещения. И велик
мощный
момент
смещения». [36] Развитие
в
равновесии
(устойчивое развитие)
предполагает
«взрывы»,
ритмичные
планомерные
скачкообразные
качественные
изменения
системы, не
приводящие
к её разрушению.
Устойчивость
необходима,
чтобы система
определенный
период
времени не
разрушалась,
а
развивалась.
Но при этом, неизбежно,
некоторые
составные
части
системы
будут
смещаться,
то есть
заменяться
новыми. 4.
Закон
эволюционной
спирали. Закон
эволюционной спирали
отражает
преемственность
в развитии,
что
полностью
согласуется
с теорией диалектического
материализма. «Для
развития
характерна
спиралевидная
форма. Всякий
отдельный
процесс
развития
имеет начало
и конец.
Причем уже в
начале в
тенденции содержится
конец
развития, а
завершение
данного
цикла
развития
кладет
начало новому
циклу, в
котором
неизбежно
повторяются
некоторые
особенности
первого». [37] «Развитие
есть там, где
новое не просто
прерывает
существование
старого, но вбирает
из него всё
положительное
и жизнеспособное.
Последовательность
циклов, составляющую
цепь
развития,
можно
образно представить
в виде
спирали». [38] «Развитие,
как бы
повторяющее
пройденные
уже ступени,
но
повторяющее
их иначе, на
более
высокой
базе (…), развитие,
так сказать,
по спирали, а
не по прямой
линии; –
развитие
скачкообразное,
катастрофическое,
революционное:
— “перерывы
постепенности”;
превращение
количества
в
качество…»[39] «
При таком
изображении
каждый цикл
выступает
как виток в
развитии, а
сама
спираль –
как виток
над витками,
т.е. цепь
циклов. Хотя спираль
и является
лишь
образом,
выражающим
связь между
двумя или
более
точками в процессе
развития, но
этот образ
удачно схватывает
общее
направление
развития...
Возврат к
уже пройденному
является не
полным;
развитие не
повторяет проложенных
путей, а
отыскивает
новые, сообразно
с
изменением
внешних и
внутренних условий».
[40] В
Учении
Живой Этики
читаем:
«…принцип
Космического
Магнита
идет
восходящей
спиралью и
невозможно
разъединить
величие
космических
спиралей
эволюционных
восхождений».
[41] «Не следует
говорить о
чем-то
совершенно
оторванном
от
предыдущего.
Спиральные
кольца
должны
соприкасаться,
иначе
спираль не
сильна.
Потому
вкладывайте
новое почти
неприметно,
не беда, если
скажут – это
все старое. Так
скорее
воспримут и
новое». [42] «Урусвати
знает, что в
основе
Космоса
заложено
начало
спирали.
Утверждается
это не только
физикой, но и
эволюцией.
Следует привести
простой
пример
винта, чтобы
понять движение
эволюции.
Чем больше
нарезов на
винте, тем он
лучше
служит
своей цели.
Так же и в
эволюции
полезно,
чтобы эта
спираль
имела
многие
обороты. Люди
обычно
удивляются,
что
сознание
человека
почти
касается
уже пройденных
успехов и
поражений.
Могут спросить
- к чему
возвращаться,
если можно
двигаться
только
вперед? Но
это
возвращение
будет
мнимым.
Эволюция не
возвращается,
но лишь
проходит
над бывшими
этапами.
Люди жалуются,
что они
снова
впадают в
дикость, но
эта дикость
уже не может
быть
прежней
дикостью.
Много новых
факторов
вошло в
жизнь. Нельзя
рассматривать
жизнь
однообразно,
она дает
полный
синтез, и
лишь в таком
многообразии
можно
убедиться,
что оборот
спирали совершился.
Можно
представить,
что мы
прошли над
нашими
прежними
обиталищами,
но идем уже
по верхнему
обороту.
Можно
представить
символ
башни с
винтовой
лестницей,
так идут люди
к
Беспредельности. (…)
Почему
человечество
за миллионы лет
не
преуспело? Нужно
понять, что
эволюция
совершается,
но круг ее
оборота
очень велик.
Правильно,
что люди
погружаются
в грубость и
ложь, но
вместе с тем
они овладевают
новыми
областями
знания.
Нелегко
сгармонизировать
такие
размахи,
потому
будем любить
человечество».
[43] В
Учении
Живой Этики
отмечается,
что переход
на новый
виток
эволюционной
спирали
имеет не
постепенный,
а
скачкообразный
характер. «Эволюция
мира
складывается
из революций
или взрывов
материи.
Каждая
эволюция
имеет
поступательное
движение
вверх.
Каждый
взрыв в
конструкции
своей
действует
спирально.
Потому
каждая
революция в
своей
природе
подвержена
законам
спирали». [44] В
переломный,
революционный
момент на
выбор
дальнейшего
пути
развития
общества
могут
повлиять
различные
причины. Возможна
как
эволюция,
так и
временная
инволюция.
Выбор
прогрессивного,
эволюционного
пути зависит
от воли и
мужества
вождей и
политических
лидеров. «Это
будет
достойное
строительство!
Конечно, оно
должно
начаться в
неизвестность,
расширяясь
наряду с
ростом
сознания.
Потому
строительство
в революции
является
самым
опасным
моментом.
Множество
несовершенных
элементов
будут
нагнетать
построения
вниз в слои
вещества,
отработавшего
и
отравленного.
Только
безумство
мужества
может
обратить
построение
вверх, в слои
неиспытанные и
прекрасные содержанием
новых
элементов».
[44] В
диалектическом
материализме
скачкообразный
характер
развития
отражает
закон
перехода
количественных
изменений в
качественные.
Согласно
этому
закону развитие
имеет
следующий
механизм:
«изменение
качества
объекта
(системы)
происходит
тогда, когда
накопление
количественных
изменений
достигает
определённого
предела,
происходит
скачок, т. е.
смена
одного качества
другим». [45] «Достигнув
определенной
пороговой
величины
(границы
меры),
количественные
изменения
объектов
приводят к
процессу
перестройки
их
внутренней
структуры, в результате
чего
образуется
качественно
новая
система,
характеризующаяся
… относительно
устойчивой
динамической
структурой.
Процесс
перехода к
новому
качеству есть
поэтому переход
от системы
одного рода
устойчивости и
характера
организации к
другой. В
точках
перехода
взаимодействие
противоположных
сил
достигает
крайней остроты,
предела, за
которым
нарушение
устойчивости
ведет к
процессам
разрушения
системы,
перестройки
ее в
качественно
новую». [46] С
учетом
закона
равновесия
и открытий
современной
науки о
самоорганизации
физических,
биологических
и
социальных
систем –
синергетики,
необходимо
уточнить,
что качественное
изменение
происходит
лишь в том
случае, если
количественные
изменения
или другие
причины приводят
систему в
неравновесное
состояние к
точке
ветвления
путей
эволюции. В
неустойчивых
состояниях,
далеких от
равновесия,
«невозможно
предсказать,
в каком направлении
будет
происходить
дальнейшее
развитие:
станет ли
состояние
системы
хаотическим
или она перейдет
на новый,
более…
высокий
уровень…
организации».
[47]
Выбор
нового пути
развития
неравновесной
системы
слабо
зависит от
предыдущих
количественных
изменений и
определяется
различными
(часто
случайными)
причинами,
которые
приводят к
качественным
изменениям
и переводят
систему в
новое устойчивое
состояние
равновесия. К
качественным
изменениям
приводит
действие
различных
сил в момент
нарушения
равновесия
системы.
Количественные
изменения –
это только
одна из возможных
причин
нарушения
равновесия,
поэтому
закон
перехода
количественных
изменений в
качественные
является
лишь частным
случаем
закона
равновесия.
Не всегда
новый виток
спирали
развития
бывает
прогрессивным,
иногда в
локальных
системах
временно
побеждает
хаос, но это
не может
остановить
эволюцию
Космоса.
«Эволюция
прекрасна,
ибо в своей
спирали она
проходит в вечном
подъеме.
Даже
судороги
хаоса не
остановят
подъем
спирали». [48] 5.
Закон
противоположностей. «Закон
диалектики сущего
универсален.
Он
проявляется
во всем: в
периодической
системе
химической
шкалы
элементов, в
музыкальной
клавиатуре,
в цветной
шкале светового
спектра, в
годовом
цикле
времен года,
в подъеме и
падении
стран.
Великий
Закон
противоположностей
обнимает
собою все явления
жизни. Без
него нет
движения,
нет жизни, нет
эволюции. И
весь
проявленный
мир подчинен
его власти»,
–
сказано в
Гранях Агни
Йоги. [49] «Без
понимания
пар
противоположностей
невозможно
подниматься
к вершинам. …
Диалектика
Сущего
проявляется
во всем: в
великом и
малом.
Каждое
явление
обусловлено
ею. (…) Один
полюс
уравновешивается
другим. Закон
неизменен:
после бури –
солнце,
после тьмы –
Свет».
[50]
«Вмещение
пары
противоположностей,
или, как это
говорили
раньше,
нейтрализация
бинеров,
есть достижение,
которое
можно
назвать
ступенью биполярного
сознания.
Куда бы и на
что бы ни обратился
взор, везде
имеются эти
два полюса
вещи единой,
обуславливающих
ее существование».
[51]
«Полнота
понимания
явлений
зависит от
совмещения
противоположностей,
то есть от
биполярного
зрения. Не
радуется мудрый
и не
печалится
слишком, ибо
знает, что не
бывает
несчастья
без счастья
и горя без радости
и что Закон
противоположностей
уравновешивает
оба полюса».
[52] В
Учении
Живой Этики
упоминаются
следующие
противоположности: день и
ночь, зима и
лето,
северный
полюс и южный,
радость и
печаль,
начало и
конец, причина
и следствие,
прошедшее и
будущее,
строительство
и
разрушение,
Свет и тьма… «Каждое
явление
имеет свое
противоположение.
Одноногому
человеку
можно уподобить
того, кто
видит один
конец палки,
хотя
логически
другой ее
конец
неотрицаем,
если даже
его и не
видно». [53]
Противоположности
– это части
одного
целого,
части вещи
единой,
обуславливающие
ее
существование.
Они
существуют
до тех пор,
пока существует
эта вещь или
явление.
«Все
отживающие энергии
смещаются,
уступая
место новым.
Потому при
перемене
сил все
двойственные
силы
теряются в
космическом
процессе.
Только Свет
и тьма
являются
[вечным]
противоположением
и
напрягаются
в
космической
битве…» [54]
Из
основного
противоположения
Теос – Хаос
или Свет –
тьма
следуют другие:
созидание –
разрушение, красота
–
безобразие,
добро и
зло…
«Новый Мир
идет с
эволюцией и
смотрит в
будущее и
планирует и
строит его в
настоящем.
Мир старый
будущего не
имеет. (…) В
обоих мирах
рассеяны
сторонники
того и другого.
Разделение
по сознанию
и сердцу. Но признаки
одни и те же:
созидание
или разрушение,
жизнь или
смерть, мир
или война. По
этим
признакам и
судите, где
Свет и где
тьма». [55] «
Утверждает человек
сам ту
власть,
которая
царит в его
существе.
Власть эта будет
состоять из
главных
качеств
духа. Люди
живут под
властью
различных
потенциалов.
Можно
отличать явление
строительства и
разрушения. К строительству
притягиваются
те,
кто живут
под властью
красоты. Они
создают
своим
потенциалом господство духа. Они возрождают
жизнь
красотою. Но как
ужасна
жизнь тех, кто
живет
властью разрушения!
Конечно,
говоря о
власти
разрушения,
нужно иметь
в виду
власть
самости,
которая противостоит
власти
красоты…» [56]
Власть
самости, это
конечно
власть темной
иерархии.
Стихийные
силы
разрушения
бессознательны,
но на Земле
падший ангел
и его темные
слуги
сознательно
вызывают хаос,
чтобы
помешать
силам
Света, помешать
эволюции. «Существует
заблуждение,
что темные
являются
антитезою
Света и
потому неизбежны
– это
ошибочно.
Тьма,
антитеза
Света, ни что
иное, как
непроявленный
Хаос. Темные унижают
явление
борьбы
творящего
Света с Хаосом.
Довольно
было бы
человечеству
проявить
Хаос, и в этой
великой
борьбе
сотрудничать
с Великими
Духами. Но
темные
свели
одоление
необузданных
стихий к
эгоизму
повстанцев
и начали
вызывать
Хаос, вместо
претворения
его в
рабочую
силу.
Преступление
это велико, и
нельзя
считать
антитезою
желание
потушить Свет.
Творческое
одоление
Хаоса или
"Дракона"
постоянный
подвиг. Но
битва с
темными лишь
судорога,
затрудняющая
движение.
Тьма Хаоса
представляет
средство
для мысленного
творчества,
но поединок
с иерархией
темных есть
лишь
пропущенный
срок, так
нужный для созидания.
Но, мало того,
темные
постоянно
вызывают
мощные
стихии, не
зная,
конечно,
управления
ими. » [57]
На земле
Свет и тьма –
начала
непримиримые.
«Может ли
Свет
заключить
союз с тьмою?
Он должен
потушиться,
чтобы
соединиться
с
противоположным
началом.
Пусть Вождь
Света не
вздумает
принять в
стан
тушителей и
противников
Света. Не может
Свет
увеличить
тьму, так же и
тьма не может
увеличить
Свет, значит,
такие союзы
противоречат
Природе». [58] «Великая
Тьма
является
вечным антиподом
Света и противоположным
полюсом
проявленного
Космоса.
Тьма земная
и темные
антагонисты
Света –
явление
чисто
земное и
временное.
Частный
случай
Земли и ее
темных
нельзя
распространять
на все
Мироздание».
[59]
«В
эволюции
так ясно
определены
битвы за
пространственные
сокровища.(…)
Истинно, две
степени
напрягают
мир действий.
Истинно,
Носители
Огня и
противники
эволюции
утверждают
эволюционную
битву. Так
прогрессирование
человечества
идет эволюционной
битвою». [60]
«Уже
прошло то
время, когда
вы представляли
себе Битву,
как трубы
Ангелов. Вы
уже
понимаете, что
тьма
вызывает
непроявленные
силы Хаоса –
в этом
своеобразный
магнит
темных сил. Против
этого нужно
усиливать
все лучи и токи. (…) Насколько
была бы
легче Битва,
если бы человечество
могло
откликнуться
на главнейшие
основы
Бытия! » [61]
Борьба
созидательных
и разрушительных
сил
очевидна –
Светлые
силы
эволюции
улучшают
Космос,
стихийные
силы Хаоса
пытаются
разрушить
гармонию
Космоса.
Намного
сложнее
осознать
диалектическое
единство
основных
противоположностей.
На Земле
Свет и тьма –
начала
антагонистические
и
непримиримые,
но в Космосе Теос
и Хаос
существуют в
борьбе и единстве. «Два
полюса вещи
единой, при
их понимании,
позволяют
объединить
в сознании
явления
противоположных
начал и
увидеть их
единство.
Осознать
единство
противоположностей,
их связь и
нераздельность
будет уже
знанием
биполярным,
то есть
синтетическим,
объединяющим
противоположности
в единое
целое.
Умение
объединить
противоположные
явления в
единство их понимания
и будет той
нейтрализацией
бинеров, о
которой
когда-то Говорили
Те, Кто Знал
Основы
Сокровенного
Знания.» [62] «Правы,
говоря о
Начале
Едином.
Именно, в
этом заключается
ядро
эволюции.
Это высшее
познание
Архата на
земле. Когда
человечество
осознает
великое
Единство
между
частицами и
Беспредельностью,
и взаимоотношение
между
светом и
мраком,
тогда можно
сказать про
путь
"Пустынного
Льва". Возложено
так много на
космические
огни, но от
признания
отрекаются.
Там, где люди
признают
границы
двух Начал,
там Архат
видит одно
Великое
Начало. Истину
относительности
приняли в математике,
и оказались
все прежние
вычисления
негодными.
Та же
относительность
существует
в мире
эволюции. То
же понятие
света и
мрака,
счастья и
несчастья,
труда и покоя,
следует по
тому же
закону относительности». [63]
Единство
основных
противоположностей, Теоса
и Хаоса,
следует из
единства
жизни и
энергии в
Космосе. «Закон
великий
единства
жизни соединяет
все Сущее.
Единство
жизни в
Космосе выражается
огненным
импульсом».
[64]
«Космос
беспределен
и бьет как
огненная
струя,
разбрасывающая
свои искры
на
зарождение
жизни во
всем
пространстве.
Единая
струя и
многочисленны
искры.
Единый
Космос и
беспредельны
формы». [65] О
конструктивной
роли хаоса в
развитии
физических
систем
говорит и
современная
наука.
Синергетика
пришла к
выводу, что
хаос,
беспорядок,
случайности
необходимы
для
рождения
нового,
порядок возникает
благодаря
хаосу и из
него. С точки
зрения
синергетики
хаос имеет
двойственную
природу. Хаос
выступает
как
двуликий
Янус, он то
конструктивен,
то
разрушителен.
[66] Хаотичное
влияние
различных
сил в момент
нарушения
равновесия
физической
системы
может подтолкнуть
ее к
разрушению,
но часто,
наоборот,
помогает
ей перейти в
новое
устойчивое
состояние
равновесия
с более
высокой
организацией
материи, то
есть
перейти на
более высокую
ступень
эволюционного
развития.
В процессе
самоорганизации
непрерывно
происходит
разрушение
тех или иных существующих
структур,
дающих
материал для
возникновения
новых.
Разрушение
старой
формы на
составные
элементы,
создает
возможность
соединить
их в
новых
сочетаниях,
что ведет к
непрерывному
росту
разнообразия
и сложности
форм.
Разрушается
в первую
очередь все непрочное,
нестройное,
противоречивое,
происходит
замещение
менее стабильных
более
стабильными
и
совершенными
структурами,
более
приспособленными
к данным
конкретным
условиям. [67] «Разрушение
для
созидания
не хаотично,
но
строительно.»
[68]
«Разобщение
элементов
усматривает
разновидность
форм, но не
предусматривает
нарастание
антагонизма.
Свет и тьма,
могут стать,
соприкасаясь,
сотрудниками.
Порождение
резких
граней
приведено в
жизнь
мышлением. И
в мирах
высших сотрудничают
Свет и тьма.
Сила
Космоса
простирается
беспредельно».
[69]
«Энергия,
которая
разрушает
напряжение
космических
сил, есть
тончайшая
мощь,
которая
слагает
новые возможности.
Творчество
энергий
заключается
в смещении
старых
накоплений.
Только, когда
сила
разрушения
дает место
другим мощным
импульсам,
можно
утвердить
космическое
смещение». [70]
«Урусвати
знает
значение тонкой
границы.
Поистине,
редко
понимают такую
границу,
невыразимую
словами. Как
пояснить,
почему
нечто
позволено, а
рядом, на толщину
волоса, уже
недопустимо.
Только расширенное
сознание
поймет, где
различие между
созиданием
и
разрушением.
Многие культы
древности,
сочетая в
одном
символе и
созидание, и
разрушение,
тем
указывали
на близость
понятий, о
которых
земной
рассудок
так грубо
судит». [71]
«…Возьмем
строительный
пример. Для
создания
нового дома
разрушается
старое
строение.
Каждый
камень,
каждая
балка,
вынимаемые
из старых
гнезд,
вопиют о
несправедливости
совершаемого.
Но
расчленение
совершилось
и новая
энергия
вспыхнула.
Кали
Разрушительница
стала
Матерью
Созидательницей.
Из обломков
сооружается
новое
сооружение.
Новая
энергия
напитывает
пространство».
[72] В
древнем
символе
Богини Кали
соединены
благие и
разрушительные
аспекты Природы,
которая
бесстрастно
созерцает
смену
старых
отживших
форм
новыми,
более
совершенными. Есть
нечто выше
чистоты и
скверны, Есть
нечто выше
злобы и
добра… Восходит
солнце.
Звёзды до
утра Горят
на небе в
глубине
безмерной. Цветут
цветы.
Благоухает
лес. В
приливах и
отливах
дышит море… Великая
Природа на
земле Не
ведает ни
радости, ни
горя. Далёкая изъянам
бытия, Живущая
космическим
законом – К
тебе идут, надежду
затая, За
счастьем
старым и
извечно
новым. И
ты
безмолвно
учишь
поднимать Над
миром
чувств, как
над кипящей
лавой Свободный
дух к
высотам
вечной
славы, Где
всё едино в
Тайне – Свет
и Тьма. [73] *
* * Закон
противоположностей
занимает
центральное
место в
диалектике,
он выражает
суть, «ядро»
диалектики.
Философия
диалектического
материализма
формулирует
его как
закон
единства и
борьбы
противоположностей. «Суть
этого
закона
состоит в
том, что
развитие
объективного
мира и
познания
осуществляется
путем
раздвоения
единого на
взаимоисключающие
противоположные
моменты, стороны
и тенденции,
взаимоотношение
которых, с
одной
стороны,
характеризует
ту или иную
систему как
нечто целое,
качественно
определённое,
а с другой -
составляет
внутренний
импульс её
изменения,
развития,
превращения
в новое
качество». [74]
Приведем
цитаты из
философской
энциклопедии,
раскрывающие
смысл
основного
закона
диалектического материализма.
«Взаимоотношение
противоположностей
в составе
единого
целого
выступает как
диалектическое
противоречие,
которое и составляет
суть
данного
закона.
Таким образом,
диалектический
принцип
противоречия
отражает
двойственное
отношение
внутри
целого:
единство
противоположностей
и их
противоречивость.
Противоречие
нельзя
отделить от
единства
противоположностей:
каждая из
диалектических
противоположностей
невозможна
объективно
и немыслима
без другой…
Противоречие,
столкновение,
борьба противоположностей
является
наиболее
общей и
самой
глубокой
движущей
силой
развития». [74]
«Характеристика
всякого
объекта как
подчинённого
закону
единства и
борьбы
противоположностей
указывает
на источник
всеобщего
движения и
развития не
где-то вне его
самого, не в
метафизических
или сверхъестественных
силах, а в
самом
объекте, в
его самодвижении
и развитии.
Этот закон
ориентирует
на
раскрытие внутреннего
механизма и
динамики
саморазвития. Закон
позволяет
понять
всякую
целостность
как сложную
и
расчленённую
систему,
заключающую
в себе
противоположные
элементы
или тенденции,
непосредственно
друг с
другом несовместимые».
«Диалектическое
противоречие
отражает
двойственное
отношение
внутри целого:
единство
противоположностей
и их борьбу.
При этом
единство
противоположностей,
выражая
устойчивость
объекта,
является
относительным,
преходящим,
борьба же
противоположностей
– абсолютна,
что служит
выражением
бесконечности
процесса
развития».
«Обладая
всеобщим
характером,
противоречия
по-разному
проявляются
на различных
уровнях
структурной
организации
материи и
духовной
реальности:
притяжение и
отталкивание,
положительные
и
отрицательные
электрические
заряды,
химическое
соединение
и разложение,
возбуждение
и
торможение
нервного
процесса,
общественное
сотрудничество
и социальная
борьба и др.
Для каждой
формы
движения
материи
существуют
свои
противоречия,
которые
в конце
концов
ведут к
появлению
нового
качества:
или путём
развития – к
более
высокой форме,
или путём
разрушения
– к
более низкой
форме
бытия». [75] В
философии
диалектического
материализма
не
корректно
употребляется
понятие
«противоречие»,
за что её справедливо
критикуют
оппоненты.
Термин «противоречие»
заимствован
из логики,
поэтому он
имеет ясное
и
достаточно
определенное
логическое
значение,
отличное от
диалектического.
[76] Противоречие
рассматривалось
в учении Г.Гегеля
как
движущий
принцип всякого
развития и
как
центральный
пункт всей
его
философии.
Подвергнув
критике точку
зрения, что
противоречия
свойственны
только
ограниченному
мышлению, он
показал их
якобы
объективный
характер:
«Нет
предмета, в
котором
нельзя было
бы найти противоречия,
то есть
противоположных
определений,
так как не
противоречащий
себе
предмет
есть чистое
отвлечение
рассудка,
насильственно
удерживающего
одну из двух
определенностей
и
старающегося
затемнить и
устранить
сознание
другой
определенности,
содержащейся
в первой». [77]
Три закона
диалектики
«были развиты
Г.Гегелем на
его
идеалистический
манер лишь
как законы мышления
» –
пишет
Ф.Энгельс в
книге
«Диалектика
природы». Но
«ошибка
заключается
в том, что
законы эти
он не
выводит из
природы и
истории, а навязывает
последним
свыше, как
законы
мышления.
Отсюда и
вытекает
вся
вымученная
и часто
ужасная
конструкция:
мир – хочет
ли он того
или нет –
должен сообразоваться
с
логической
системой, которая
сама
является
лишь
продуктом
определенной
ступени
развития
человеческого
мышления.
Если мы
перевернем
это отношение,
то все
принимает
очень
простой вид,
и диалектические
законы,
кажущиеся в
идеалистической
философии
крайне
таинственными,
немедленно
становятся
простыми и
ясными как
день». [78]
Замечая ошибку
Г.Гегеля, Ф.Энгельс
тем не менее
соглашается
с его
формулировками
и переносит
их без
изменения в
материалистическую
диалектику.
Чтобы
исправить
ошибку
недостаточно
просто
«перевернуть
отношение»,
необходимо
исключить
из теории
диалектического
материализма
ошибочную
терминологию
и найти
объективные
законы
развития
природы и
общества. В
диалектике
Учения
Живой Этики
взаимодействие
противоположностей
называется
не
противоречием,
а противоположением.
В Гранях
Агни Йоги
читаем:
«Нельзя
смешивать
противоречия
с противоположениями.
Противоречия
отрицают и нейтрализуют
друг друга,
противоположения
утверждают.
Нет дня без
ночи и
северного полюса
без южного –
это
противоположения.
Но
противоречия
ничего не
утверждают.
Они разрушают
друг друга и прежде
всего
сознание, в котором
они
процветают.
Так, из
непреоборимых
противоречий
состоит
старый мир,
которые
подрывают
его
основание.
Противоположности
– части
одного
целого.
Противоречия
– начала
антагонистические
и
непримиримые.
Нельзя
примирить
чудовищное
богатство с
безысходной
бедностью
или
благосостояние
– с уничтожением
животного и
растительного
мира. Слишком
много
противоречий
сейчас в
жизни людей.
И, если их не
уничтожить,
они вызовут
взрыв и
уничтожат
все
достижения
человечества.
Гармоническое
слияние
противоположностей
лежит в
основании
строительства
жизни, столкновение
противоречий,
наоборот,
порождает
лишь
разрушение.
Холод зимы
сменяется
теплом
идущего
лета и
богатыми
дарами плодов
земных.
Решение
жизни в
гармоничном
сочетании
противоположностей,
но не в столкновении
и борьбе
непримиримых
противоречий».
[79]
«Пусть
углубленные
и
просветленные
сознания
научатся
усматривать
в как бы противоречащих
друг другу
утверждениях
не
противоречия,
но разные
полюса вещи
единой и
уметь
приводить в
гармонию
явления противоположностей.
Иначе они
запутаются
в этих кажущихся
противоречиях».
[80] Чтобы
не
запутаться
в
терминологии
диалектическое
взаимодействие
противоположностей
необходимо
называть не
противоречием,
а диалектическим
противоположением. В
формальной
логике отличают
отношение
противоречия
(контрадикторности)
и отношение
противоположности
(контрарности).
Отношение
противоречия
есть установление
взаимоисключающего
отношения.
Например,
как
отношение понятий
«белое» и «не-белое».
Отношение
противоположности
– это не взаимоисключающее
отношение.
Например,
как отношение
понятий «белое»
и «черное». Аналогично
в
диалектике
необходимо
отличать
диалектическое
противоположение
и непримиримое
противоречие.
Две противоположности,
составляющие
диалектическое
противоположение,
гармонично
уравновешивают
друг друга.
Стороны
непримиримого
противоречия не могут
уравновесить друг
друга, их
нельзя называть
противоположностями. В
философии
диалектического
материализма противоположности
ошибочно называются
несовместимыми
и
взаимоисключающими.
Только
противоречивые
высказывания
взаимно
исключают
друг друга. Диалектические
противоположности,
как части
одного
объекта или
явления, не
могут существовать
друг без
друга, один
полюс гармонично
уравновешивается
другим и
равновесие
противоположных
частей –
условие
существования
целого. «Действие
противоположений
производит гармонию
подобно
центробежной
и центростремительной
силам,
которые,
будучи
взаимно
зависящими,
необходимы
друг другу,
чтобы обе
могли
существовать.
Если бы одна
остановилась,
действие
другой
немедленно
стало бы
разрушительным.
Именно, мир
проявленный
держится в
равновесии
силами
противодействующими».
[81]
Диалектический
материализм
абсолютизирует
борьбу
противоположностей,
потому что
видит в ней
единственный
источник
движения и
развития. Но
скорее
наоборот, борьба
относительна,
а единство
абсолютно. Борьба
возможна
только
между
противоположными
силами и
тенденциями,
но не между
противоположными
частями
объекта. Может
ли одна
сторона
медали
бороться с
другой? Статическое
взаимодействие
противоположных
частей
одной вещи
или объекта
можно
назвать противостоянием,
и лишь
динамическое
противодействие
разнонаправленных сил и
процессов –
борьбой
противоположностей.
В Учении
Живой Этики
говорится о
борьбе
старого с новым,
о борьбе
Света и тьмы.
Если
противоположно
направленные
силы равны
по величине,
гармонично
сбалансированы,
в системе
устанавливается
динамическое
равновесие, но
напряжение
противоположных
сил и борьба
противоположностей
не
прекращаются.
Нарушение
баланса, по
какой либо
причине
приводит к
кризису, «взрыву»,
смещению,
скачкообразному
качественному
изменению
системы и
установлению
нового
динамического
равновесия. В
соответствии
с идеями
Живой Этики,
стороны
непримиримого
противоречия,
в отличие от
противоположностей,
не могут
уравновесить
друг друга.
Противоречие
– это не
источник
развития, а
источник
нестабильности,
выводящий
систему из
состояния
равновесия,
что является
первым
шагом к ее
преждевременному
разрушению.
«Гармоническое
слияние
противоположностей
лежит в
основании
строительства
жизни, столкновение
противоречий,
наоборот,
порождает
лишь
разрушение»
– сказано в
Гранях Агни
Йоги.
[82] В
чем же
искать
источник
развития Космоса?
В
Учении
Живой Этики
названы «две
главные
причины,
которые
утверждают
космическое
устройство»
– это
Теос и Хаос.
«Каждая
причина
усматривает
переустройство
мира». Можно
сказать, что
диалектическое
взаимодействие
противоположных
сил Теоса и
Хаоса
приводит к
развитию
вселенной,
но это взаимодействие
не сводится
только к борьбе
противоположностей.
Необходимо
также
учитывать
их
гармоничное
единство и
конструктивную
роль Хаоса в
процессе
развития.
Ведь «Свет
и тьма, могут
стать,
соприкасаясь,
сотрудниками. (…) И в
мирах
высших
сотрудничают
Свет и тьма». [83]
Взаимодополняя
друг друга, противоположные
космические
силы
организуют
мир. В
книгах
Живой Этики
говорится
и о других
движущих
силах
развития
Космоса – это
жизнь [84] и
самоорганизация,
как универсальное
всеобщее
свойство
материи. [85] Обе
они дают
эволюционное
направление
развитию и,
возможно,
тесно
взаимосвязаны.
Не
исключено,
что причина
эволюции
всего одна,
но наше
сознание
воспринимает
её в нескольких,
казалось бы,
самостоятельных
аспектах. В
книге
«Беспредельность»
сказано, что
главная
причина,
дающая
направление
развитию
Космоса, это
Теос или
Космический
Магнит:
«Говоря об
эволюции,
человечество
никогда не
принимало
во внимание,
какою ценою
является
продвижение
для
двигателя
энергии.
Принято
утверждать,
что энергия
продвижения
эволюции
устанавливает
продвижение
со ступени
на ступень.
Но нужно
главное
причинное
действие
указать.
Космический
Магнит имеет
свое
направление,
также свое
назначение.
Во всем
эволюционном
движении
нужно искать
его
назначение
и нужно
установить центр
эволюции. Не
только
восхождение
является импульсом,
но и центр
эволюции
является
зерном всей
космической
деятельности».
[86] 6.
Диалектика
космической
эволюции.
Основой
диалектики
Учения
Живой Этики
является
принцип
эволюционного
развития
как
всеобщей
закономерности
Бытия. Учение
Живой Этики
совершенствует
законы
диалектики и
вносит в
теорию
диалектической
философии существенные
изменения: 1.
Закон
перехода количественных
изменений в
качественные
заменяется
законом
равновесия,
в котором подчеркивается
значение
равновесия
для сохранения
достижений
эволюции и
утверждается
преобладание
эволюционного
развития над
инволюционным.
Открытия
синергетики
показывают,
что
механизм
развития
физических
и
социальных
систем сложнее,
чем казался
ранее. К
качественным
изменениям
приводит
действие
различных
сил в момент
нарушения
равновесия
системы,
количественные
изменения –
это только
одна из
возможных
причин нарушения
равновесия; 2. В
диалектике
Учения
Живой Этики
не
используется
терминология,
заимствованная
из
диалектической
логики
Гегеля.
Закон отрицания-отрицания
заменяется
законом
смещения. В законе
противоположностей
категория
«диалектическое
противоречие»
заменяется
термином
«диалектическое
противоположение»
и
утверждается
необходимость
гармоничного
уравновешивания
противоположностей.
На протяжении
всей
истории
становления
и развития
философской
мысли шла и
продолжает
идти острая
полемика
между
представителями
двух
основных
направлений
в ее развитии
–
материалистами
и идеалистами,
суть
разногласий
которых
сводится к вопросу
о том, что первично:
материя или
сознание.
Учение
Живой Этики
диалектически
подходит к
решению
этого
основного
вопроса
философии. В
Гранях Агни
Йоги читаем: «Сознание
и материя
связаны
тесно, ибо
являются
аспектами
вещи [единой].
Нельзя
разъединить
неделимое,
но полюсность
явлений
дозволяет
изучение
каждого из
полюсов.
Младенческий
материализм,
допускающий
существование
только того,
что видимо
глазу,
отошел в
прошлое. На
смену ему идет
понимание
безграничных
аспектов проявления
материи…» [87] «Свет
материален.
Дух материален.
Нематериально
только
ничто, то есть
то, чего в
природе не
существует.
Для своего
проявления,
на каком бы
плане оно ни
осуществлялось,
дух
нуждается в
соответствующей
степени
материи.
Материальны
самые высочайшие
проявления духа. И
самые Высокие Духи …
облечены
тончайшей
материей.
(…) Деление
на дух и
материю
можно
принять только
в таком
понимании.
Слишком уж
много искажений
образовалось
от
неправильного
представления
как о духе,
так и о
материи, как
о духовном
мире, так и о
материальном.
Нельзя
более
противопоставлять
материю и дух,
ибо оба эти
явления
всего-навсего
только противоположные
полюса вещи
единой, неотделимые
друг от
друга, как
два конца
одной палки.
От одного
полюса до
другого
идёт соединительная
линия,
представляющая
собою различные
градации
материи от
самых
плотных до утончённейших,
невидимых
глазу
земному и неизвестных
ещё науке.
Все видимые
и невидимые
миры
находятся в
пределах
этих двух полюсов,
и говорить о
нематериальных
явлениях
так же
нелепо, как
говорить о
”ничто”.
Итак, чудес нет и не
было
никогда … и
нет ничего,
чего не
облекла бы материя
той или иной
степени
плотности
или разрежения».
[88] В
Учении
Живой Этики
вводится
понятие
одухотворённого
материализма,
допускающего
существование еще
неизвестных
науке видов
материи. «Коллективизм и диалективизм – два пособия при мышлении о материализме. Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. (...) Нужно до такой степени обосновать материализм, чтобы все научные достижения современности могли войти конструктивно в понятие материализма одухотворенного». [89] Диалектику Учения Живой Этики можно назвать материалистической, но в высшем понимании этого слова. Это диалектика одухотворенного материализма.
Диалектика
эволюции
Космоса приводит
к пониманию
смысла
существования
человека,
как
сознательного
космического
существа.
«Этот смысл
заключается
в одном
слове –
Эволюция, –
сказано в
Гранях Агни
Йоги, –
Эволюционирует
все, до
галактик
включительно.
В процессе
Эволюции
находится
весь
Космос». [90]
«Назначение
человека на
планете мало
понимается.
Явление
космического
существа,
конечно,
должно
иметь
предопределение,
но
человечество
так слепо
устремлено к
своему
узкому
горизонту,
что не может
прозреть
свое
космическое
назначение. (…) Все
в Космосе
творит с
назначением
и так же, как
явлена
относительность
человека к
низшим
существам,
так же
существует
относительность
высших сфер.
Творчество
Космического
Магнита
предопределяет
каждое действие
и роль,
которую
суждено
сыграть
существам.
Потому
сферы
человеческие
назначаются
для
сотрудничества».
[91]
«Если бы человечество
поняло
смысл
сущего, то
оно приобщилось
бы к
космическому
творчеству.
Как можно
продвинуться
без
осознания
вечного
космического
смещения? (…) Наряду с
космическим
творчеством
действует
часть его –
дух
человеческий.
Космическое
равновесие
требует
стремления
в беспредельное
совершенствование».
[92] В
эволюции, в
бесконечном
улучшении
Космоса
заключается
смысл Бытия.
Исходя из
этого, надо
искать и
смысл
земного
пребывания
человека.
Творчество
Космоса
даёт
назначение
даже самому
малому существу.
И задача
каждого
существа во
вселенной –
совершенствовать
гармонию
мира
и
бороться с
хаосом.
Земля не
песчинка в
океане
беспредельного
пространства,
но его часть,
связанная
неразрывно
с целым.
Эволюция
земного
человечества
связана с
эволюцией
вселенной. И
задача
человека – это,
прежде
всего,
самосовершенствование и
улучшение жизни на
планете.
Диалектика
Учения
Живой Этики раскрывает
законы
эволюции
Космоса и
задает правильное
направление
деятельности
человека в
соответствии
с этими
законами. Диалектика
космической
эволюции
содержит прогрессивные
идеи,
необходимые
сейчас обществу,
находящемуся
в глубоком
кризисе, на
основе которых
можно
создать
новое
научное
мировоззрение.
Это – идеи
исключительной
важности. «Ибо
в наш век все
углубляющегося
мирового
экологического
кризиса и
социального
кризиса в
нашей
стране у
человечества
нет времени
нащупывать
«оптимальную»
организацию
мира методом
проб и
ошибок». [93]
Надо ясно
понимать законы
развития
Природы и
общества, чтобы
обеспечить
будущее
планете и
человечеству. Литература ________________________________________________________________________________ 1.
Община, 35 2.
А.И.Клизовский.
«Основы
миропонимания
новой эпохи».
Гл.25,
Магнитогорск:
«Амрита-Урал»,
1994, с.785 3.
Е,П,Блаватская.«Тайная
доктрина», Т.1,
ч.2, отдел IV
«ХАОС, ТЕОС,
КОСМОС». 4.Грани
Агни Йоги, Т.13, 60. 5.
Беспредельность, 542. 6.
АУМ, 283. 7.
Грани Агни
Йоги,
Т.1, май 20. 8.
Юдин Е.Г. Развитие.
Философский
словарь. 9.
Аблеев С.Р. Философские
идеи Живой
Этики в
контексте становления
новой
научной
картины Мира.
10.
Беспредельность, 91. 11.
АУМ, 135. 12.
Мир
огненный, ч.1, 567. 13.
Мир
огненный, ч.2, 274. 14.
Рерих Е.И.
Письма. Т.5. М.:
МЦР, 2003. с.315. 15.
Надземное, 345. 16.
АУМ, 480. 17.
Грани Агни
Йоги,
Т.12, 149. 18.
Грани Агни
Йоги,
Т.2, 208. 19.
Надземное, 169. 20.
Беспредельность, 226. 21.
Беспредельность, 623. 22.
Беспредельность, 220. 23.
Беспредельность, 306. 24.
Юшманов В.В. "Теория
равновесия
Богданова и
Бухарина, системный
подход и
теория
самоорганизации
систем" Альманах
"Восток". 25.
Богданов А.А.
Тектология.
(Всеобщая
организационная
наука). В 2-х кн.:
Кн. 1. М.:
Экономика, 1989.
Предисловие.
26.
Философский
словарь. Закон
отрицания отрицания. 27.
Поппер К. "Что
такое
диалектика"
Вопросы
философии 1/1995. 28.
Беспредельность, 458 29.
Иерархия, 378. 30.
Грани Агни
Йоги,
Т.2, 349. 31.
Беспредельность, 771. 32.
Грани Агни
Йоги,
Т.4, 333. 33.
Мир
огненный, ч.3, 275. 34.
Беспредельность, 623. 35.
Братство, 45. 36.
Беспредельность, 766. 37.
Философский
словарь.
Под ред. М.М.Розенталя,
М. 1975. Ст.
«Развитие»,
с.77. 38.
Закон
отрицания отрицания.
Философский
словарь. 39.
Ленин В. И.,
Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 26, с. 55. 40.
Философская
энциклопедия.
Под ред.
Ф.В.Константинова,
М.
«Советская
энциклопедия»,
1967,
т.4, с.188. 41.
Беспредельность, 226. 42.
Мир
огненный, ч.3, 460. 43.
Надземное, 332. 44.
Община, 66. 45. Закон
перехода
количественных
изменений в качественные. Философский
словарь.
46.
Философская
энциклопедия.
Под ред.
Ф.В.Константинова,
М.
«Советская
энциклопедия»,
1967, т.4,
с.239. 47.
Пригожин И.
«Порядок из
хаоса» М.
«Прогресс»,1986,
с.17. 48.
Надземное, 97. 49.
Грани Агни
Йоги,
Т.13, 60. 50.
Грани Агни
Йоги,
Т.9, 123. 51.
Грани Агни
Йоги,
Т.3, 389. 52.
Грани Агни
Йоги,
Т.13, 195. 53.
Грани Агни
Йоги,
Т.11, 444. 54.
Иерархия, 134. 55.
Грани Агни
Йоги,
Т.2, 180. 56.
Мир
огненный, ч.3, 28. 57.
Иерархия, 168. 58.
Мир
огненный, ч.2, 300. 59.
Грани Агни
Йоги,
Т.10, 386. 60.
Беспредельность, 715. 61.
Сердце, 557. 62.
Грани Агни
Йоги,
Т.6,
429. 63.
Беспредельность, 17. 64.
Беспредельность, 266. 65.
Беспредельность, 71. 66.
Князева Е.Н. "Мыслить
синергетически
значит
мыслить диалектически"
Актуальные
вопросы
диалектики
(историко-философские
аспекты). М.:
Кафедра
философии
РАН, 2000. С.113-117. 67.
Дульнев Г.Н. «Роль
синергетики
в формировании
нового
мышления». "Мир Огненный"
3/97 68.
Грани Агни
Йоги,
Т.2, 349. 69.
Беспредельность, 79. 70.
Беспредельность,
771. 71.
Надземное, 215. 72.
Агни Йога, 142. 73.
Спирина Н.Д.
«Перед
Восходом».
СибРО,
Новосибирск,
1997, с.59. 74.
Философская
энциклопедия.
Под ред.
Ф.В.Константинова, М.
«Советская
энциклопедия»,
1962,
т.2, с.106. 75.
Спиркин А.Г.
Закон
единства и
борьбы
противоположностей.
Философский
словарь. 76.
Поппер К.
«Что такое
диалектика».
Вопросы философии
1/1995. 77.
Философская
энциклопедия.
Под ред.
Ф.В.Константинова, М.
«Советская
энциклопедия»,
1962, т.2, с.108. 78.
Маркс К. и
Энгельс Ф.,
Соч., 2-е изд., Т.20,
с.384. 79.
Грани Агни
Йоги,
Т.12, 73. 80.
Грани Агни
Йоги,
Т. 11, 444. 81.
Рерих Е.И.
Письма. Т.5. М.:
МЦР, 2003.с.315. 82.
Грани Агни
Йоги,
Т.12, 73. 83.
Беспредельность, 79. 84.
Беспредельность, 64, 306. 85.
Грани Агни
Йоги,
Т.6, 150. 86.
Беспредельность, 230. 87.
Грани Агни
Йоги,
Т.6, 131. 88.
Грани Агни
Йоги,
Т.3, 504. 89.
Община, 123. 90.
Грани Агни
Йоги,
Т.4, 348. 91.
Беспредельность,
316. 92.
Беспредельность,
454. 93.
Князева Е.Н.,
Курдюмов С.П.
«Случайность,
которая
творит мир».
Философия и
жизнь
7/1991,с.3 Интернет
- ресурсы ________________________________________________________________________________ ХАОС,
ТЕОС, КОСМОС ________________________________________________________________________________ А.Мень "История
религии"
(том 4) _______________________________________________________________________________ ДИАЛЕКТИКА ________________________________________________________________________________ К.Поппер "Что
такое
диалектика" В.Н
Садовстий "Карл
Поппер.
Гегелевская
диалектика
и формальная
логика" _________________________________________________________________________________ СИНЕРГЕТИКА _________________________________________________________________________________ Сайт
С.П.Курдюмова "Синергетика" Е.Н.Князева
"Мыслить
синергетически
значит
мыслить диалектически" Е.Н.
Князева,
С.П.Курдюмов "Основные
принципы
синергетического
мировозрения" Е.Д.Ушаковская "Синергетика
и причины
эволюции
Вселенной"
Н.М.
Калинина "Проблемы
сотрудничества
в
философском
наследии
Е.И.Рерих: взгляд
сквозь
призму
синергетики" Н.М.Калинина "Проблемы
глобального
мира сквозь
призму
синергетики
и Учения
Живой Этики" Н.М.
Калинина "На
пути от
альфы к
омеге.
Законы
эволюции человечества
сквозь
призму
науки,
философии и
религии" Г.Ю.
Ризниченко "Стадии
эволюции
сложных
систем" Т.П.
Григорьева "Синергетика
и Восток" _________________________________________________________________________________ ЗАКОН
РАВНОВЕСИЯ _________________________________________________________________________________ В.В.Юшманов "Теория
равновесия
Богданова и
Бухарина, системный
подход и
теория
самоорганизации
систем" А.А.Богданов "Тектология.
Всеобщая
организационная
наука" А.А.Богданов " Очерки
организационной
науки" Ю.В Косов. "Генезис
концепции
устойчивого
развития" Международный
институт А.
Богданова _________________________________________________________________________________ Тематические
подборки из Учения
Живой Этики |